Долгое время суда строили из древесины. Легкая, прочная и просто поддающаяся обработке, она лидировала в списке материалов для судостроения до конца XIX века. Альтернативой стала сталь, но ее высокая цена и трудоемкость процесса изготовления стальных кораблей на том этапе развития технологий стали препятствием. Поэтому одним из вариантов стал железобетон. Корабли из него так и не получили большого признания, но такой вариант не просто всерьез рассматривался, он был не раз использован на практике.
Немного истории
Размеры и грузоподъемность судов стали увеличиваться сразу после изобретения паровой тяги. Грузовой и пассажирский потоки настолько возросли, что стандартные деревянные корабли уже не могли удовлетворить потребности людей в этой сфере. В поисках недорогого материала для судостроения производители обратили внимание на бетон.
Все началось с садовых принадлежностей — садовник Жозеф Монье получил патент на производство ящиков для цветов из армированной цементной смеси, эта идея и была использована в дальнейшем при изготовлении прочных цементных сооружений, пригодных к перемещению по воде. Первое плавсредство из бетона, армированного железной сеткой построил Ламбо — это была простая весельная лодка. Она произвела фурор на международной выставке в Париже. Идея была взята на вооружение в других странах, и вскоре в Америке и Японии прошли первые опыты по созданию железобетонных кораблей.
Достоинства и недостатки бетонных кораблей
У кораблей из бетона есть свои преимущества, но значительные недостатки преобладают, что и стало причиной отказа от подобных сооружений.
Достоинства:
- меньшая плотность при большей прочности по сравнению с металлическими плавсредствами;
- простой ремонт — достаточно залить пробоину или трещину новым слоем цементной смеси;
- низкая стоимость;
- быстрое и простое строительство;
- бетон не подвержен коррозии, возгоранию, появлению конденсата в трюме.
Сняли же столь необычные плавательные средства с производства по следующим причинам:
- большой вес, а, следовательно, значительная осадка;
- для необходимой прочности толщина стенок судна должная быть большой, что увеличивает вес сооружения и количество топлива для приведения его в движение;
- хрупкость — сильный удар легко повреждает бетон;
- невозможность строительства кораблей в холодное время года, минусовые температуры исключают работу с железобетоном;
- нельзя изменить конфигурации готового судна в целях его модернизации.
Количество плюсов равно количеству минусов, причем последние весьма серьезны, они и стали препятствием на пути развития кораблестроения с применением армированного бетона.
Актуальность железобетонных плавсредств
Прогнозировать недостатки армированного цементного состава было возможно и до начала запуска производства. Почему же такие попытки все же имели место? Причиной стали военные действия. В условиях нехватки стали, которая большей частью шла на изготовление оружия, конструкторы решили смириться с возможными минусами железобетона. Прочные и долговечные изделия из бетона были временным выходом на время военных действий. Их можно было легко отремонтировать, на строительство кораблей уходило немного времени и финансовых средств — чем не альтернатива на тяжелые времена?
Но в процессе эксплуатации стало понятно, что мириться со значительными недостатками невозможно. Для получения прочных стенок, сравнимых со стальными, требовалась большая их толщина, что влияло на вес судна, его осадку и потребление топлива. Мнимая экономия превратилась в большие траты, а тяжелые неповоротливые корабли при повреждении корпуса быстро шли ко дну. За это моряки прозвали их «надгробиями», а уговорить кого-то нести службу на железобетонных плавстредствах было очень сложно.
Железобетонные суда времен Первой Мировой войны
Несмотря на выявленные недостатки, строительство кораблей из цементных составов с армированием продолжалось. В начале XX века на воду спустили крупнейший нефтяной танкер длиной 130 метров (СС Сельма). На его останки и сегодня можно взглянуть в заливе Галвенстон (Техас).
Во время Первой Мировой войны было построено немало кораблей из тяжелого, но прочного бетона. В США, Европе и странах Скандинавии производили образцы этой необычной морской техники. Вторая Мировая война не отстала от Первой, эти времена также были непростыми, и необходимость в экономичных в плане строительства кораблях заставила специалистов вновь обратиться к бетонным конструкциям. За время военных действий было построено еще 24 судна. Корабли использовали для перевозки топлива и прочих грузов, применяли их в качестве понтонов.
Послевоенное время позволило вывести добычу стали на стандартный уровень, тогда и железобетонные суда сняли с производства окончательно. Большинство кораблей из цементных составов попросту затопили, но некоторые из них были оставлены в качестве достопримечательностей. В Британской Колумбии около 10 судов разместили дугообразно, они по сей день выполняют функцию волнорезов.
Некоторые из кораблей можно увидеть своими глазами и сегодня:
- SS Atlantus — судно начала XX века, находится в порту Вирджинии.
- San Pasqual — бетонный корабль использовался различными способами, в нем даже размещался рыболовный клуб. Находится на побережье Кубы.
- В нашей стране можно ознакомиться с баржей из бетона, сооружение в сохранном состоянии, имеются даже рулевая система и гребной механизм, расположена в поселке Горячие Ручьи, что в пяти км от ЗАТО «Полярный».
На сегодняшний день бетонные корабли — история, но забывать о них не стоит, сооружения с блеском выполнили свою задачу, сэкономив немало средств в тяжелые военные времена.